Вильгельм Кюхельбекер. Агасвер

поэма в отрывках
Москва: - Libra Press, 2015. - 88 стр.
(Rossica)

СКАЧАТЬ КНИГУ В PDF: загрузить

У вдумчивого поэта-мыслителя Кюхельбекера ирония горька, образна и убежденно выверена по шекспировским образцам трагикомического. Агасвер - это жестоко, без надежды на милость казнимый бессмертием за смертную вину одинокий скиталец и путешественник «без пути».

«Что сказать о моем Жиде? Идет голубчик вперед: что-то будет? - Тут-то, брат, набеги не на причуды и слабости и глупости столичные и уездные, как в мистерии, а почти на все, что мудрость, отметающая веру, привыкла выдавать нам за славу и доблесть и высокое».
Вильгельм Кюхельбекер
16 апреля 1832 г.
Начал я поэму "Вечный Иудей"; сочиняя вступление, заметил, что чтение Гомера осталось не без действия на мой слог. После обеда я читал, потом прохаживался, а наконец, занимался греческим языком.
"Вечный Иудей", "Вечный Жид", "Агасвер" - поэма "в отрывках", над которой Кюхельбекер работал с апреля 1832 г. до конца жизни. Первоначально поэма предназначалась для "Русского Декамерона", однако вскоре из-за обширности замысла приобрела самостоятельное значение.

***

ПО ПРЕДАНИЮ, когда Иисуса вели к месту казни, он хотел было на минуту прислониться к стене одного из домов, чтобы передохнуть. Но хозяин дома не позволил ему этого.

- Иди, иди! Нечего отдыхать, - якобы закричал он.

Христос разжал спекшиеся губы:
- Хорошо. Но и ты тоже будешь идти всю жизнь. Ты будешь скитаться вечно, и никогда не будет тебе ни покоя, ни смерти…

Хозяина дома звали Агасфером. Но известен он больше под прозвищем «Вечный жид», и существует несколько любопытных свидетельств о его дальнейшей судьбе. В 1223 году его встретил при испанском дворе итальянский астролог Гвидо Боннати. 

Пятью годами позже о нем упоминается в одной из бумаг английского аббатства, которое посетил архиепископ Армении. Архиепископ, по его словам, был лично знаком с Агасфером, неоднократно с ним беседовал и был абсолютно уверен в том, что именно этого человека проклял Христос. В 1242 году Агасфер появлялся во Франции, а затем исчез на два с половиной века.

В 1505 году его видели в Богемии, а в 1547 году - в Гамбурге. Там с ним встречался епископ Пауль фон Эйтэен, который в своих записках упоминает о том, что человек этот говорил на всех языках без малейшего акцента, вел замкнутый и аскетический образ жизни, не имел никакого имущества. 

Если ему давали деньги, он тут же раздавал их бедным. В 1575 году Агасфер объявился в Испании, в 1599 году - в Вене. Оттуда он намеревался отправиться в Польшу, а затем в Москву. И есть невнятные свидетельства того, что в Москве он действительно побывал и кое с кем общался. 

Зато его появление в германском городе Любеке в 1603 году засвидетельствовано более чем документально - записью в городской хронике, сделанной бургомистром, историком и богословом на латыни: Минувшего года 14 января в Любеке появился известный бессмертный еврей, которого Христос, идя на распятие, обрек на искупление.

Упоминания об этой загадочной личности встречались и в более позднее время. Последнее датировано 1830 годом. Можно этому верить, можно отвергать. А можно встать на точку зрения одного средневекового врача, который написал:
Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить краткую человеческую жизнь...
Наверх